Рогачева Н. И., Лисовцева Л. Н.,
Дорош Н. В., Рогачева И. М., г. Воронеж

УДК 332.1 (075.8)-353 (075,8)

Формирование организационно-экономической базы
для инновационного развития Воронежского региона

В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с необходимостью формирования организационно-экономической базы для инновационного развития Воронежской области. Показана значимость внедрения инновационных процессов во все сферы деятельности, являющихся ключевыми факторами конкурентоспособности экономики. Создание современных инновационных организаций будет являться основной частью общей инновационной стратегии развития региона.

В настоящее время в Воронежской области реализуется с разной степенью успешности ряд целевых инвестиционных программ, направленных на стабилизацию экономического положения в реальном секторе. Недостаточная результативность этих программ объясняется:

Следует отметить, что оживление инвестиционной активности в области (за 1-е полугодие 2004 года рост инвестиций на 8,3 %, за 2003 год – на 5,1 %) не содержит инновационной направленности; внутренние, воспроизводственные факторы и стимулы экономического развития не приведены в действие.

Для сбалансированного развития экономики региона важно осуществить главное макроэкономическое условие – восстановить полноценное расширенное воспроизводство, которое предполагает способность производственных структур продуцировать собственные внутренние инновационные капиталовложения.

Реформаторская государственная инновационная политика в области должна основываться на принципах совместимых с организационно-структурным устройством общества, адекватных ведущим тенденциям развития современных производительных сил.

Для современного этапа развития экономики области, в большей степени ориентированного на вертикальную интеграцию производственных и социальных структур, превалирующее значение имеет внедрение инновационных процессов во все сферы деятельности. Современное стремление региона получить свою квоту во многих федеральных целевых программах понятно, т. е. оно является причиной нехватки региональных финансовых ресурсов, возможностью получить инвестиции извне области, которые в перспективе должны быть скорректированы с учетом того, что внешние инвестиции предполагают дополнить основной региональный потенциал воспроизводственного накопления.

Развитие региональной налогооблагаемой базы возможно на основе повышения конкурентоспособности производства, а мотивы конкуренции на товарных рынках генерируют инновационный характер предпринимательства, имея основной целью повышение результативности хозяйствования.

Среди базовых форм организации инновационного процесса (административно-хозяйственной, программно-целевой, инициативной) наиболее предпочтительны в настоящее время в области, широко практикуемые в развитых индустриальных странах, технопарки и технополисы (как виды программно-целевой формы, ориентируемые на комплекс взаимодействия «наука — производство – потребление»).

Наиболее известным технополисом в нашей стране является Новосибирский академгородок – комплекс научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, дополненных в последние годы большим количеством научно-технических кооперативов и малых предприятий, способствующих ускорению получения рыночных результатов от научных исследований.

В настоящее время в области есть все условия и даже конкретные предложения – Воронежского государственного аграрного университета – для создания технопарка (головного научно-технического центра в ЦЧР) – своеобразного агломерата промышленных, сельскохозяйственных компаний с научно-техническими подразделениями, обеспечивающего освоение и коммерциализацию инноваций в различных сферах деятельности. Технопарк, являясь промежуточной формой между административно-хозяйственным и программно-целевым методами руководства процессами инноваций, может быть создан на определенное время для решения актуальных задач развития реального сектора экономики и по завершению поставленной задачи функционировать как выставочно-ярмарочная фирма. В настоящее время в России уже действует около 70 технопарков, большая часть которых объединены в Ассоциацию.

В нашей стране организации, специализирующиеся на нововведениях, прошли несколько этапов развития: I этап – 30-е годы – НИИ, КБ пусконаладочные организации; II этап – 70-е годы – НПК, НПО – отраслевые; III этап – НПК, НПО межотраслевые.

Сегодня в области следует переходить к созданию современных инновационных организаций на научном и коммерческом интересе: на основе инновационных кооперационных, субъектных и кризисных коммуникаций.

В качестве кооперационных инновационных объединений могут быть предложены инновационные консорциумы, не являющиеся юридическим лицом, но объединяющие партнеров по инновационному проекту по принципу совместного несения риска и разделения прибыли пропорционально вкладу каждого партнера в инновацию (в основном для реализации проектов развития производственной сбытовой и маркетинговой кооперации).

Государственное регулирование в этом случае заключается в разработке политики протекционизма функционирования таких подразделений.

При организации нового производства в регионе целесообразно создавать новое юридическое лицо, как это и происходит сегодня, то есть возникает субъектная инновационная организация, для успешного функционирования которой в масштабе области необходимо создать условия, исключающие возможные негативные влияния традиционного существующего производства на нововведение (здесь при условии проведения финансового анализа и оценки платежеспособности в перспективе целесообразно использование существующих механизмов государственного льготирования и бюджетного финансирования для стабилизации деятельности субъекта на начальных этапах).

Современная обстановка в реальном секторе экономики области, характеризующаяся нестабильными темпами развития, требует образования особого вида инновационных организаций – кризисных, которые создаются как инновационные саморазвивающиеся структуры, имеющие единую производственно-экономическую систему (комплекс коммерческих компаний, банков, инвестиционных фондов, страховых компаний и включающая участие государственного сектора). Распределение функций при этом общеизвестно, следует только акцентировать внимание на особую роль инвестиционных фондов, которые широко участвуют в процессе инвестирования в США и других странах, где их называют альтернативной банковской системой. Страховые компании должны участвовать в инновационном процессе в качестве инвесторов (в настоящее время такое участие в практике малочисленно и страховые компании лишь выступают в качестве страховщика имущества действующего хозяйствующего субъекта, объекта инноваций).

Структура инновационных коммуникаций включает в себя:

  1. проектирование
  2. производство
  3. сбыт.

В нашей области присутствуют определенные элементы проектирования и производства новшеств, но масштабы инноваций незначительны, они мало адаптивны к изменению конкурентной рыночной среды и, как правило, ориентированы на узкий сегмент рынка.

Важным компонентом инновационной деятельности территории является диффузия инновации, то есть процесс распространения инноваций в межотраслевом и пространственном направлении. Скорость диффузии зависит, помимо природы инноваций и институциональной структуры патентной системы, от наличия организационной внутритерриториальной структуры, призванной способствовать распространению нововведений в регионе. Такими структурами могут быть: Ассоциации научно-технических  центров, Дом науки и техники и т.п. Инновационная деятельность таких специально созданных организации в области будет являться фактором развития рынка, одной из основных частей общей инновационной стратегии развития региона, направленной на повышение конкурентоспособности области.